ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

«И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно»

Л.Н.Толстой

Для оптимизации работы по направлению воспитательной работы  в техникуме существует административная структура:

  • заместитель директора по учебно — воспитательной работе;
  • педагог – психолог;
  • социальный педагог;
  • классные руководители/кураторы групп;
  • воспитатели общежития;
  • педагог — библиотекарь;
  • педагоги дополнительного образования:

руководители кружков;

руководители спортивных секций.

Воспитательный процесс в техникуме осуществляется на основе Конституции РФ, Федерального Закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г № 273 – ФЗ; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р), Постановлениями Российской федерации и Республики Крым, локальными актами техникума, регламентирующими учебно-воспитательный процесс.

Цель: создание благоприятных условий для становления, развития и саморазвития личности обучающегося, развития духовно- нравственной личности, обладающей общекультурными и профессиональными компетенциями, способной реализовать себя в будущей профессиональной деятельности.

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитательной деятельности является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Направление воспитательной деятельности региона: гражданско – патриотическое.

Приоритетные направления воспитательной деятельности: гражданско — патриотическое и профессионально-трудовое воспитание.

Задачи:

  • активизация работы по гражданско-правовому и патриотическому воспитанию;
  • совершенствование работы органов ученического самоуправления;
  • формирование здорового образа жизни обучающихся;
  • стимулирование интереса обучающихся  к научно-исследовательской деятельности;
  • организация свободного времени обучающихся в целях формирования навыков содержательного общения, расширения рамок культурного кругозора, воспитания, развития потребности в самообразовании и самовоспитании;
  • развитие познавательных и творческих способностей обучающихся в учебно-воспитательном процессе;
  • укрепление и совершенствование физического состояния, стремление к здоровому стилю жизни, воспитание нетерпимого отношения к наркотикам, пьянству, антиобщественному поведению;
  • становление и развитие у обучающихся качеств, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке труда;
  • развитие у обучающихся ориентации на общечеловеческие ценности и высокие гуманистические идеалы культуры и формирование нравственных качеств;
  • содействие работе общественных организаций обучающихся установлению связей с различными молодежными общественными организациями.

Подготовка конкурентоспособного выпускника, востребованного рынком труда, определяет необходимые организационные и педагогические условия для ее реализации: профессиональная и информационная компетентность педагогов, современное учебное и научно-методическое обеспечение; социальное партнерство; инновационная деятельность, конкурентная среда; ФГОС; рейтинговая система оценки учебных и личных достижений обучающихся, задачи техникума в области качества, открытая образовательная среда.

Воспитательная работа в техникуме осуществляется на основе принципов:

  • преемственности воспитательной деятельности, осуществляемой на предшествующих уровнях системы непрерывного образования, с учетом изменившихся возрастных и социально-психологических особенностей обучаемых техникума;
  • целенаправленного управления развитием личности обучаемого, как целостным процессом с учетом региональных и национальных особенностей, а также профессиональной специфики;
  • личностного подхода, признающего интересы личности обучаемого и его семьи;
  • гражданственности, выражающейся в соотнесении воспитательной деятельности с интересами общества и государства;
  • вариативности воспитательных систем, предполагающих различные модели воспитательной деятельности;
  • компетентного использования педагогическим коллективом техникума обоснованных психолого-педагогической теорией и практикой подходов, методов и приемов.

Цели и задачи воспитательной работы в техникуме реализуются посредством различных форм и методов:

  • воспитание в процессе обучения;
  • исследование социально-психологических проблем и социальная защита обучающихся;
  • организация быта и досуга;
  • развитие научного и художественного творчества;
  • физическое воспитание и спорт;
  • организация внеурочной занятости обучающихся;
  • информационное обеспечение;
  • профилактика правонарушений и других негативных явлений в молодежной среде;
  • развитие ученического самоуправления;
  • приобщение к истории и традициям техникума.

Воспитательная работа ведется по следующим направлениям:

  • военно-патриотическое и гражданско- правовое;
  • духовно-нравственное;
  • художественно-эстетическое;
  • культурно – массовое;
  • спортивно-оздоровительное;
  • семейное воспитание;
  • экологическое;
  • профессионально-трудовое;
  • профилактическое.

Особое внимание уделяется формированию идеологии антитеррористической и антиэкстремистской направленности личностного развития студентов.

При реализации воспитательной деятельности в техникуме преподавательский состав ориентируется на определенные целевые установки, которые выполняются поэтапно и заключаются в следующем:

  • адаптация к новой системе обучения;
  • введение в профессию;
  • создание коллектива групп;
  • формирование основ общей культуры;
  • формирование личности обучающегося;
  • укрепление дисциплины;
  • сплочение коллектива групп;
  • организация товарищеской взаимопомощи;
  • формирование основ общественной культуры;
  • углубленное изучение профессии;
  • формирование самостоятельности актива и группы;
  • формирование навыков самоуправления;
  • подготовка к дипломному проектированию;
  • анализ итогов обучения в техникуме.

Воспитательная среда ГБПОУ РК «Чапаевский агротехнологический техникум» формируется с помощью комплекса мероприятий, предполагающих:

  • создание оптимальных социокультурных и образовательных условий для социального и профессионального становления личности социально активного, жизнеспособного, гуманистически ориентированного, высококвалифицированного специалиста;
  • формирование гражданской позиции, патриотических чувств, ответственности, приумножение нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни, правил хорошего тона, сохранение и преумножение традиций техникума;
  • создание условий для удовлетворения потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом развитии;
  • привитие умений и навыков управления коллективом в различных формах студенческого самоуправления.

Основные формы реализации:

  • организация научно-исследовательской работы обучающихся;
  • участие в Всероссийских, региональных, районных конкурсах творческих и научных работ;
  • участие в спартакиадах, КВН, олимпиадах, а также мероприятиях военно-патриотической и правовой направленности, большое внимание в учебном заведении уделяется пропаганде здорового образа жизни;

Важным требованием при реализации воспитательной деятельности является создание психолого — педагогических условий организации воспитательного процесса, суть которого заключается в следующем:

  • соединение личностных ориентиров обучающихся и общественных интересов;
  • органичное включение воспитательной деятельности, конкретных мероприятий в процесс профессионального становления обучающихся;
  • создание атмосферы подлинной и постоянной заботы об обучающихся, их социально — педагогической поддержки;
  • формирование планов воспитательной деятельности и проведение мероприятий на основе изучения интересов обучающихся;
  • ориентация содержания и форм внеурочной работы с обучающимися на активность и деятельность самих обучающихся, на проявление ими самостоятельности в организации и проведении мероприятий;
  • использование в воспитательной деятельности положительного влияния наиболее активных, увлеченных, целеустремленных и успешных обучающихся на своих сокурсников;
  • формирование установки на престижность и почетность участия обучающегося в общественной жизни учебного заведения. Создание системы морального поощрения обучающихся за результаты их участия в общественной жизни техникума.

В  ГБПОУ РК  «Чапаевский агротехнологический техникум»  на основании Положения «О студенческом самоуправлении» организована работа студенческого самоуправления, которая охватывает все  стороны  жизни обучающихся. Высшим органом студенческого самоуправления является Совет обучающихся, а также Совет общежития, Старостат, Профсоюзный комитет обучающихся.

Техникум видит свою миссию в воспитании гражданина и патриота России. Это фундаментальная задача, решению которой должны быть подчинены содержание и деятельность всей системы воспитания. Огромное значение в воспитательной работе обучающихся техникума играет организация внеурочной работы. Обучающиеся активно посещают спортивные секции, кружки техникума после занятий: «Волейбол», «Футбол», «Теннис», «Баскетбол»,  «Самооборона с элементами прикладного рукопашного боя», «Триумф», «Патриот». Занятия  в этих секциях направлены на формирование здорового образа жизни и проведение культурно-массовых мероприятий в самом техникуме и за его пределами. В учебном заведении проводятся спортивные соревнования, Дни здоровья, товарищеские встречи, конкурсы, ежегодные традиционные мероприятия  и приуроченные  к  международным дням, памятным датам России, государственным праздникам и др. Среди них:

  • Посвящение в студенты;
  • День учителя;
  • Месячник правовых знаний;
  • Осенний бал;
  • Мистер «Осень»;
  • К Дню соборности;
  • День матери;
  • Новогодний вечер;
  • День студента;
  • К Дню защитника;
  • К международному женскому Дню;
  • К Дню воссоединения Крыма с Россией;
  • День Победы;
  • Выпускной вечер;
  • Конкурс на «Лучшую комнату в общежитии»;
  • Конкурс «Лучшая группа»;
  • Конкурс талантов;
  • КВН и др.

Техникум ставит задачу подготовить профессионалов, востребованных рыночной экономикой. Студенту необходимо понять, что в большинстве сфер деятельности сегодня требуются профессионалы.

Конкурентоспособность выпускника техникума определяется участием студентов в мероприятиях различного уровня, включение их в конкурентные отношения.

Основными показателями качества, направленные  на обеспечение конкурентоспособности выпускника техникума на рынке труда, определены:

— качество теоретического и практического обучения;

  • участие обучающихся в мероприятиях, направленных на формирование профессиональных и общих компетенций;
  • занятость обучающихся в кружках и в спортивных секциях;
  • выполнение плановых показателей качества, направленных на формирование конкурентной среды.

В то же время конкурентоспособность выпускников техникума должна проявляться не только в качестве знаний, профессионализме, но и в высоких  моральных   принципах,  установках.  Нравственность  рассматривается в техникуме как залог профессионального и жизненного успеха.